марта 05, 2018

Уберизация бизнеса

Уберизация бизнеса

Уберизация или цифровая трансформация бизнеса — очевидный тренд. Тысячи компаний по всему миру претерпевают превращение из гусеницы в бабочку: из бизнеса, в котором информационная, компьютерная составляющая еще вчера была важной, ценной, но так или иначе отъемлемой частью, в бизнес, который состоит из информационной системы. Вынь ее — все разрушится, станет или вообще неработоспособно, или катастрофически неэффективно.


Отсняв сезон DZ Online на эту тему, можно обобщить: в целом основы диджитал-трансформации выглядят очевидными, но, тем не менее, хочется систематизировать представления на эту тему. Компания считается цифровой, если:

  • Информационная система позволяет непрерывно мониторить операционную часть бизнеса с высокой детализацией, выявлять и быстро оптимизировать качество и эффективность работы. Быстро — это в рамках единиц транзакций.
  • Информационная система детально управляет бизнесом и в состоянии мгновенно реагировать на изменения в нагрузке: добавлять ресурсы, управлять скидками и т.п.
  • Информационная система позволяет масштабировать бизнес без запредельных издержек, предсказуемо и контролируемо. Вообще уберизованные бизнесы легко конвертируются во франчайзинг: суть бизнеса хорошо описана и метрики качества встроены в информационную систему, то есть запуск бизнес-юнита по франшизе автоматически обеспечивается механизмами управления и анализа.
  • Информационная система в состоянии извлечь такую выгоду из масштаба бизнеса, которая не извлекается «вручную», или извлекается с большими издержками. Подать ближайшую машину, привезти товар из нужной точки, вообще предложить услугу, наиболее эффективную с точки зрения исполнения. Хороший пример — маркетплейсы.
  • Информационная система должна быть способна предлагать клиенту модификацию услуги такую, что модификация либо равноценна для клиента, но выгоднее для исполнителя, либо равноценна для исполнителя, но выгоднее для клиента, либо и то, и другое. Управлять сервисом можно через личный кабинет нового качества.

Коротко говоря, информационная система должна оптимизировать стоимость транзакции любыми средствами. При этом уберизация позволяет держать в фокусе внимания сразу два плана: внешний (развитие, масштабирование, ускорение оборота капитала) и внутренний (оптимизация, уменьшение рутины, контроль человеческого фактора).


Какие бизнесы уберизуются легче всего?

Те, которые состоят из множества рядоположных транзакций? Да. Но есть масса примеров повышения эффективности более сложных бизнесов. Самый хороший контрпример — обучение. Информационная система может и то, что неэффективно вручную — найти среди нескольких миллиардов жителей планеты и связать через сеть тех двоих, которые именно сегодня нужны друг другу. И это не про дейтинг, а про обучение редким профессиям :)


Давайте попробуем теперь сконвертировать вышеочерченные ценности в конкретные свойства информационной системы:

  • Масштабируемость. Одна из ключевых задач — умение поддержать масштабирование бизнеса, и будет весьма странно и неуместно, если информационная система не выдержит кратного роста.
  • Конфигурируемость бизнес-процессов при сохранении приемлемой эффективности реализации.
  • Big Data — инструмент накопления транзакционной информации, который позволит в будущем выявить новые способы анализа данных и накопления интегральных знаний о поведении бизнеса.
  • Гибкие инструменты для офлайнового анализа данных.
  • Эффективные механизмы мгновенного мониторинга как в сторону человека (диспетчерская), так и в сторону автоматики (корректировка параметров бизнеса онлайн).

Как решаются такие задачи в рамках архитектуры системы.

Подходов может быть много, самые очевидные:

  • Кластеризованность, четкое разделение системы на уровни хранения, конфигурируемой бизнес-логики, презентационного слоя, четко выраженных интеграционных компонент.
  • Хорошее проектирование не только структуры данных, но и альтернативных (денормализованных, ориентированных на презентационный или интеграционный слой) хранилищ, проектирование потоков данных - для многих систем это может стать узким горлом.
  • Вынесение бизнес-логики в эффективные (с хорошей поддержкой JIT) скриптовые языки или DSL.
  • Компоненты, обеспечивающие снятие данных с как можно более мелких транзакций.

Узнать как перевести свой бизнес в новую цифровую модель можно, нам.

Вернуться в блог
    Все записи