Lessons learned
Для того чтобы обеспечить улучшение (или, по крайней мере, не ухудшение) качества работы, необходимо его анализировать. Один из механизмов — оценка итогов проекта. Иногда его называют postmortem анализ, иногда как-то еще. Главное по окончании проекта разобрать проделанную работу и выявить успехи и неуспехи.
Типовой анализ состоит из аналитического документа и последующей презентации с вопросами и ответами. Готовит их менеджер или аккаунт проекта. Кстати сказать, полезно бывает записывать видео таких презентаций — это хороший учебный материал для новых сотрудников.
Содержание
Общая картина — запланированные и достигнутые макропоказатели проекта: срок, затраты, маржинальность.
Объем согласованных изменений, доработок, которые пришлось сделать за свой счет, количество ошибок и темпы их исправления.
Основные причины крупных изменений сроков и скоупа, другие сработавшие риски, предпринятые действия. Особенно следует выделить те, которые не были предусмотрены в плане проекта.
Важная, хотя и муторная часть работы — анализ запланированных и фактических объемов по отдельным задачам проекта. В первую очередь внимания достойны пиковые показатели, но и средние оценки тоже нужно прикинуть и учесть. Важно не просто сравнить показатели, но и выявить причины расхождения, с тем, чтобы повысить качество планирования в будущем.
Цель
Основная цель — оптимизация бизнеса. В частности:
- улучшение качества планирования;
- улучшение качества предсказания и оценки рисков, умения с ними работать;
- выявление технологических проблем или недостатка компетенций;
- работа по удержанию компетенций вообще;
- улучшение шаблонов проектных документов и процессов.
Выше описаны цели проектного офиса (и производства вообще), но к ревью имеет смысл привлекать также сотрудников из продаж и маркетинга. Цель — корректировка позиционирования компании и умения формировать у клиента правильные ожидания.
Автор
Документ создается менеджером проекта и/или аккаунт-менеджером. В ревью должны участвовать сотрудники, имеющие отношение к проектному управлению, архитектуре решений, продажам, аккаунтингу и маркетингу. Да и юридическая служба. Короче — все :)
Связанные процессы
Планирование, риск-менеджмент, управление требованиями, продажи.
Краткий итог
Невозможно улучшать то, качество чего никак не оценивается :)