июня 24, 2023

Научный конгресс Университетского консорциума исследователей больших данных

Научный конгресс Университетского консорциума исследователей больших данных

Во второй день конференции по ИИ «Гравитация» состоялся научный конгресс Университетского консорциума исследователей больших данных. Программа состояла из тематических секций, в которых команды университетов и бизнеса представляли практики и кейсы в области больших данных и ИИ по различным отраслям. Кроме того прошла серия дискуссий на темы, связанные с AI и Big Data в гуманитарных науках, искусстве, образовании, управлении талантами, социальной сфере, анализе данных и в других направлениях.

 

Дмитрий Завалишин принял участие в дискуссии на тему «ИИ как инструмент поддержки принятия решений». Вопросы дискуссии затронули аспекты эмоционального интеллекта в ИИ, роль образования в развитии отрасли, ситуацию на рынке труда и особенности ведения IT-проектов.

 

1. Сможет ли искусственный интеллект освоить эмоциональный?

 

Дмитрий Завалишин: В 2000 году я занимался разработкой Яндекс.Маркета. Уже тогда в этом проекте была задействована система на основе искусственного интеллекта, примитивная, по сравнению с сегодняшними. Однако в рамках этой технологии мы четко понимали, как сделать так, чтобы у нее был очень простой эмоциональный интеллект. Сегодня это совершенно точно возможно.

Тем не менее, очень важно учитывать два аспекта. Во-первых, вопрос оценки эмоциональности – очень комплексный, оценивать ее категорией «умеем-не умеем» нельзя. Например, если вы начинаете разговаривать с чат-ботом, то его эмоциональный интеллект можно оценивать не в терминах «да-нет», а в том, сколько вам потребуется времени, чтобы понять, что это все-таки робот. Если 3–5  секунд чат-бот еще продержится, то 12 уже может и нет.

Во-вторых, важно учитывать направление диалога. Где-то распознать робота будет проще, а где-то сложнее. Все будет зависеть от темы. Эмоциональный интеллект в этом смысле вообще завязан на самом предмете разговора.

В этом вопросе мы снова возвращаемся к стандартной проблеме работы с искусственным интеллектом. Я слышал одну историю, не знаю, правдивая она или нет. Одна компания создавала систему управления вентиляцией в метро на основе ИИ. Поставили камеру, камера смотрела на людей. Когда вентиляция снова в какой-то момент не сработала, стали разбираться, в чем дело. Оказалось, что система обучалась не на людях, а на части часов, которые были в поле зрения этой камеры. Этот пример подсвечивает типовую проблему – если система обучается на одном датасете, то на другом она работать не сможет. Кроме того, мы на самом деле не знаем, на что в конце концов обучится нейросеть. И это, опять-таки, – одна из ключевых проблем в том числе и по отношению к эмоциональному интеллекту.

Так что, возвращаясь к вопросу, искусственный интеллект однозначно сможет освоить эмоциональный – это лишь вопрос времени. Этот процесс сопряжен с некоторыми сложностями и неотрывно связан с другими проблемами в области ИИ.

 

2. Университет и бизнес: две точки формирования спроса и предложения на цифровые кадры

 

Дмитрий Завалишин: Университет, кадры и бизнес – проблема историческая и очень большая. Мне кажется, она от области не зависит.

Выскажу жёсткую мысль: выпускники никому не нужны. Всем нужны специалисты с опытом. Зачастую, когда набираются люди в команду, мы не спрашиваем у них диплом и чему их учили. Важен только вопрос: «А что вы сделали?». В этом смысле это источник ответа.

Если студенты в процессе обучения будут вовлекаться в проекты и непосредственно в них работать, то это сразу маркер того, что они будут пользоваться спросом на рынке труда. Именно поэтому самый простой ответ, который можно тут дать – крайне важно очень быстрое вхождение в реальные проекты.

Однако здесь возникает другая проблема, связанная с тем, что сфера ИИ является одной из самых быстроразвивающихся, что неизбежно вызывает большое отставание. С другой стороны, эта проблема имеет и плюсы, так как на рынке не всегда возможно найти специалиста, который идеально подходит под задачи и при найме возникает мысль: «Он занимался чем-то близким, хорошо, наверное с ним можно работать».

Поэтому короткий ответ на вопрос: студентам важно включаться в существующие бизнес-задачи и участвовать в проектах, нарабатывая реальный опыт.

 

3. Искусственный интеллект и большие данные меняют современные подходы управления разработкой современных бизнес-сервисов. Современные проблемы IT-бизнеса

 

Дмитрий Завалишин: давно думаю над этим вопросом. Невозможно представить себе инженера, который строит мост и при этом не делает технико-экономического обоснования для этого. А видели ли вы когда-нибудь программиста, который делает технико-экономическое обоснование языка программирования? Я не видел ни разу.

К сожалению, отрасль, в которой мы с вами находимся – не инженерная. В ней есть все – прыжки через костер на Ивана Купала, приметы плевать через левое плечо три раза и посыпать солью от сглаза, но инженерии нет. Это как раз таки проблема, которая возникает на пересечении ВУЗов и производства. Схемы, выстроенные правила, инструменты, которым можно научить в инженерии, переходят в бизнес. Такого нет в нашей отрасли.

Мы на самом деле вынуждены жить в режиме «не науки» и «не инженерии», а в системе несистематизированного шума, который не может быть предметом обучения. Мне кажется, что в этом направлении нам следует двигаться.

Возможно, я сейчас подниму провокационную тему, но мне кажется, что тут также встает вопрос государственного регулирования отрасли. Я думаю, многие знают, что такое CMMI. Вполне нормально зафиксировать некоторые стандарты на государственном уровне. Например, что компании должны соответствовать CMMI 4 – это может стать драйвером формирования «инженерного» подхода к разработке для индустрии.

Помимо этого, я твердо уверен, что это также позитивно повлияет на экономику нашей деятельности. Приведу пример. На днях мне поступил звонок от потенциального клиента с просьбой найти специалистов на год для умирающего проекта. Я объяснил, что этот подход неправильный, так как программист начнет писать код, потом уволится, а вы потом полгода-год будете искать другого специалиста. Клиент мне говорит: «Я уже в этом месте и сижу, так уже произошло». И эта проблема, к сожалению, встречается довольно часто.  

 

4. Может ли фундаментальное образование удовлетворить масштабные запросы рынка 

 

Дмитрий Завалишин: приведу пример нашей работы с Яндексом. К нам пришли с тремя проектами, которые мы сплели между собой на «синюю изоленту». Возникает вопрос: «Почему компания Яндекс не сделала этого сама?». Потому что ML заниматься интересно, а связывать проекты «изолентой» неинтересно, неприятно и сложно.

Мне кажется, если зайти в живой, реальный проект, которому больше 3 лет, можно только ужаснуться происходящему. Все сшито на живую нитку, постоянно что-то отваливается, вокруг бегают ребята, которые все подпирают палками. Новые дыры появляются ежедневно, причем многие из этих дыр – именно системные, которые появлялись из-за разработки на бегу, а вторая половина дыр связана с ошибками из-за нехватки ресурсов.

Недавно я посмотрел уровень безработицы в стране – у нас бешеная нехватка людей. Возвращаясь к вопросу о фундаментальном образовании. Никаким образом не хочу умалить роль образования, но думающих людей нужно немного. Например, когда мы проектируем самолет, то думающих людей надо 20, а инженеров, которые правильно спроектируют винты и детали нужно 1000. Соотношение трудоемкой ручной работы к интеллектуальной – катастрофическое.

Если мы возвращаемся к реальным проектам, то все проблемы, о которых я говорил ранее – не про интеллектуальный труд. Там не надо думать, нужно просто спокойно и аккуратно работать, выполняя четкие инженерные правила.

Мне кажется, что в этом месте у нас образовался провал. Радует то, что такая проблема не только в России, ситуация такая по всей планете. Недавно хакерам удалось украсть данные из проектов американских ВУЗов. Я их посмотрел – те же проблемы, что и у нас. Все сделано из тех же палок, на том же уровне промышленной некомпетентности.

В этом смысле скажу такую вещь – нам не хватает среднего специального образования по нашей тематике. ВУЗы – это хорошо, они нам нужны, но техникумы, которые производят «обычных» людей, которые выполняют инженерную работу в области программирования, необходимы нам даже больше. В этом смысле, как уже упоминалось моими коллегами, «10% от 10%» — это про ВУЗы, а все остальное – это аккуратная работа напильником по четким правилам.

 

5. Можно ли строить карьеру исходя из рекомендаций ИИ?

 

Дмитрий Завалишин: до 1986 года я был абсолютно уверен в том, что буду заниматься проектированием радиоэлектроники. Тем не менее, в 90-е гг. я проработал вполне хорошим журналистом. Я также неплохо играю на гитаре, и вы в принципе сейчас могли бы сидеть на моем концерте.

Есть три важных критерия: счастье человека, экономика человека и экономика государства. Эти критерии на самом деле противоречивы. Если бы я сейчас жил концертами, я был бы счастлив, но с экономикой у меня все было бы плохо. Эти вещи противоречат друг другу, и в целом невозможно даже приблизиться к ответу на вопрос, какая из них важнее, потому что люди многоплановые. Мы сложные, нам хочется по-разному реализовываться. Соответственно вопрос профориентации существует и позволяет показать человеку спектр того, что перед ним открывается. Но этот вопрос также еще и эмоциональный.

Все же знают, что в школе есть учителя, которые зажигают на уроках. Дети начинают интересоваться предметом, а потом идут в какую-то сферу, потому что учитель про нее интересно и завораживающе рассказал.

Отвечая на вопрос, я бы сказал, что карьеру можно строить на основе рекомендаций ИИ. Но это вопрос спектра. Существует очень много примеров в фантастике про такие профориентационные инструменты.

Что можно сделать по этому направлению? Совершенно точно в человеке нужно отслеживать те или иные свойства, которые применимы к определенному классу профессий или направлений. В этом смысле мы, наверное, способны с помощью ИИ заниматься анализом и каким-то образом определять тот спектр, которым следует заинтересоваться. Однако признаться, я не знаю экспертов, которые этой тематикой занимаются.

Если рассуждать с точки зрения страны, то нам скорее важны два критерия: счастье человека и экономика страны. Экономика человека нам не важна. Если человеку хватает на еду и транспорт до работы, то это все, что интересует государство с точки зрения целостной картины. В рамках этих критериев в общем-то традиционные задачи более-менее решаются. Наверное нам действительно надо этим заниматься, потому что  мы сейчас в целом живем в мире конкуренции экономик разных стран. Соответственно нам также нужно двигаться и в эту сторону.  

 

 

*Премия — крупнейшее в России ежегодное мероприятие, посвящённое популяризации наиболее значимых университетских проектов в области искусственного интеллекта и внедрению прорывных технологий в ведущие отрасли экономики РФ. В рамках Премии также проводится ежегодный Конгресс Университетского консорциума исследователей больших данных, где участники представляют исследовательские и прикладные проекты в области анализа данных и ИИ.

    Все записи