Дмитрий Завалишин рассказал о новой версии Realit? онлайн журналу softkey.info
Компания Digital Zone в декабре выпускает новую версию одного из своих базовых продуктов — Realit? 1.2.8. Эта система предназначена для выполнения работ по учету компьютеров, инвентаризации комплектующих, аудита и контроля рабочего процесса пользователей и мониторинга установленного программного обеспечения. Работает она через веб-интерфейс. Новые версии системы выходят с довольно жесткой периодичность два раза в год, и каждый выход программы сопровождается появлением в ней новых возможностей. О том, что представляет собой компания, какие продукты она предлагает пользователям, что нового будет в планируемой версии, мы попросили рассказать президента компании Дмитрия Завалишина.
— Дмитрий, вас в Интернете знают очень многие — как правило, не лично, но по вашим работам. Это и ваша деятельность в ФИДО, и трехлетняя работа над сетевым изданием dz online, работа в «Яндексе» над проектами «Яндекс.Гуру», «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Деньги». (Вы обратили внимание на аббревиатуру — Дмитрий Завалишин (ДЗ), Digital Zone (DZ) и популярное в прежние годы онлайновое издание dz online, автором которого также был Дмитрий?). Затем вместе с Кириллом Готовцевым вы создали компанию Digital Zone. Почему из разработчика вы решили уйти в управленцы?
— Собственно, в управленцы я ушел в 2000-м, в «Яндексе». Почему? Потому что этого требовали ситуация и размеры проектов, которыми я занимался тогда. Все очень просто. Если вы хотите сделать проект размером в 5-10 человеко-месяцев, его можно сделать руками. Если масштаб проекта - 20 человеко-лет, то в одиночку уже не осилить. Проект, которым я занимался в «Яндексе», назывался «Портал» — то есть, по сути, почти все непоисковые сервисы. Конечно, это нельзя сделать одному с компилятором наперевес. В DZ ситуация иная — проекты имеют несколько меньший масштаб, но их несколько. При этом я до сих пор иногда программирую, хотя, конечно, на это остается все меньше и меньше времени. В основном с исследовательскими целями или в рамках запуска нового направления.
— Компания DZ относительно молода — ей еще не исполнилось и четырех лет. И такое количество выполненных работ. Как это у вас получается?
— Честно сказать, я иногда считаю, что их маловато. Особенно если говорить о крупных проектах. Впрочем, если учесть, что крупный проект требует не менее полугода для запуска, примерно год на выполнение и еще какого-то времени на внедрение и поддержку, то в четыре года таких проектов можно уместить всего пару на каждую команду разработчиков. С другой стороны, таких команд несколько, проекты пересекаются, ну и, помимо крупных, бывают и мелкие проекты. В итоге так и получилось.
— И вопрос, непосредственно связанный с предыдущим. Количество сотрудников в компании небольшое, направлений разработок, да и готовых продуктов немало. Как вы решаете задачи разработки и сопровождения такого количества проектов?
— Мы сосредоточены на двух технологических платформах - Java и C# и стараемся не выходить за рамки наработанного инструментария без существенной необходимости. Это облегчает передачу работ между сотрудниками, да и в целом снижает объем поддержки.
— А как получилось, что ядро ваших разработчиков сосредоточено в Казани?
— Исторически. Я начал сотрудничать с программистами из Казани еще до Digital Zone, и, собственно, сама компания образовалась на фоне уже запущенных проектов, в которых они принимали участие.
— Расскажите кратко о ваших основных продуктах, для кого они предназначены и чем примечательны.
— Gardemarine на языке соответствующей отрасли - SCADA-cистема, изначально разработанная для мониторинга и управления судовым оборудованием. По сути, эта система позволяет отказаться от множества самостоятельных приборов в рубке судна, заменив их экраном компьютера («Умная яхта»). При этом сокращается и упрощается электропроводка, появляются новые современные функции, недоступные в случае применения обычных стрелочных индикаторов. По сути, «Гардемарин» может применяться не только на судах, но и на производстве, на других транспортных средствах. Мы занимаемся в основном применениями на судах в силу понимания специфики судовых задач. Опять же — исторически.
В качестве примера. Судовое программное обеспечение Gardemarine в составе проекта судна «Спасатель» прошло ходовые испытания на состоявшихся в Мурманске международных учениях Barents Rescue 2009. Сценарий учений предусматривал ликвидацию чрезвычайного происшествия на хранилище опасных отходов. Программа в ходе испытаний с успехом выполнила свою задачу.
RoomTeem — это бесплатная утилита для людей, которые работают в одном офисе и нуждаются в быстром обмене информацией — текстовой и графической. Она родилась для удовлетворения собственных потребностей, как нетрудно догадаться, но мы решили не жадничать и поделиться с миром. Josephine — система управления содержанием сайта (CMS) для государственных учреждений малого и среднего бизнеса. Так, на ней работает собственный сайт компании (dz.ru), а скоро в Сети будет запущен интернет-портал www.runivermag.ru, призванный изменить представление пользователей о покупках в Интернете. В качестве решения для хранения и управления статическим контентом была выбрана CMS Josephine.
Более подробное описание всех наших продуктов, примеров их использования можно найти на сайте dz.ru.
— Realit? — система для учета, инвентаризации и аудита компьютеров и комплектующих, контроля рабочего процесса пользователей и мониторинга установленного программного обеспечения, работающая через веб-интерфейс. Какие принципиальные отличия есть у этого решения по сравнению с аналогами?
— Самое главное отличие — это небольшая стоимость при максимальной комплектации. Программа Realit? не уступает по набору функционала конкурентным продуктам и совместима с наиболее распространенными операционными системами.
— Программа была выпущена в 2006 году. А в 2007 году уже стала лауреатом конкурса «Продукт года» в категории «Интернет-технологии», получив почетную грамоту. Как много у нее сейчас пользователей? Какого типа компании они представляют?
— Realit? приобретается как организациями государственного сектора (УФМС, подразделения Минатома и др.), так и коммерческими компаниями (RIGroup, ОАО «Мострансагентство», Rendez-Vous, «Аэропорт Анапа», ЗАО «ТаксНет» и др.). Программа предлагается в нескольких вариантах: Basic, Inventory, Mirror и Enterprise, каждый из которых ориентирован на решение определенных задач и размер бизнеса.
— Какие версии продукта оказались наиболее востребованными — простые, позволяющие вести лишь учет компьютерной техники или, наоборот, наиболее сложные версии, позволяющие вести не только учет техники, но и программного обеспечения, рабочего времени и деятельности сотрудников организации?
— Особенно пользуется спросом версия Enterprise. Кстати, автопроизводители в один голос говорят, что с продажей автомобилей — то же самое: русские любят купить «полный фарш» — наверное, это наша национальная особенность.
В дополнение к сказанному Дмитрием. Система Realit? Enterprise формирует полную базу аппаратной и программной конфигурации всех ПК в компании, а также любых других материальных ценностей и расходных материалов с привязкой к ответственным сотрудникам и отделам и хранит всю историю изменений, оповещая о них. Кроме того, позволяет отслеживать активность пользователей (скриншоты, клавиатурный набор, интернет-трафик). Программа позволяет проводить серьезную инвентаризацию, управлять лицензиями на ПО и решать многие другие задачи.
— С одной стороны, иметь единую программу для сбора различной информации — хорошо. С другой — чем более наворочена программа, тем сложнее с ней работать. Так ли это в случае вашей программы?
— Realit? — довольно простая программа для внедрения и эксплуатации. Мы приложили усилия к тому, чтобы интерфейс программы был удобен и понятен каждому пользователю, ведь программа ориентирована не только на ИТ-специалистов, но и на бухгалтеров, руководителей бизнеса, на других пользователей, для которых очень важен интуитивно понятный и простой интерфейс.
— Новые версии выходят у вас два раза в год. В декабре — новый релиз. Какие особенности в него были добавлены, что нового появилось в этой версии?
— Из новых возможностей хотелось бы отметить следующие:
- определение установленных программ не только по реестру, но и по наличию файлов на компьютерах; группировка компьютеров по профилям используемого ПО;
- полный цикл инвентаризации с использованием штрихкодов от загрузки данных из бухгалтерской системы до получения инвентаризационной описи;
- поддержка 64-битной операционной системы Windows для центра. Это уже вопрос масштабируемости системы.
— О возможностях. Как обстоят дела с виртуальными машинами? Понятно, что учитывать виртуальные комплектующие вроде бы и не надо. Но когда речь идет о мониторинге работы сотрудников, что с этим?
— Никаких ограничений — мы полностью поддерживаем работу на виртуальной машине. По идее, для таких машин действительно было бы разумно отключать мониторинг комплектующих, просто чтобы не засорять отчетность. Спасибо вам за идею, мы обязательно реализуем этот сценарий в одной из будущих версий.
Еще одно дополнение. Хотя новая версия системы еще не выпущена, но с демоверсией уже можно познакомиться на сайте demo.realite.ru/. Здесь можно познакомиться с интерфейсом системы и ее основными возможностями.
Система состоит из двух компонентов — серверной и клиентской (центр и агенты). Серверная часть получает данные от клиентских модулей, установленных на рабочие станции. Связь осуществляется по протоколу HTTP/HTTPS, по умолчанию используется порт 80, но можно использовать любой другой свободный порт. Система обеспечивает опросы оборудования, программного обеспечения, процессов, регистрирует входы в систему, сохраняет сколки экрана, регистрирует работу на клавиатуре, изменение данных на дисках. Также выполняется оценка быстродействия оборудования.
— И в заключение. Дмитрий, последнее ваше увлечение — разработка совершенно новой операционной системы «Фантом». При наличии большого числа востребованных продуктов надо ли заниматься системой, на разработку которой могут уйти годы и огромные ресурсы?
— Хрусталь мечты должен вести человека вперед, туда, куда, может быть, и нельзя дойти, но надо стремиться. Это — романтическая часть ответа. Впрочем, мы — реалисты. Мы понимаем, что в состоянии сделать систему только для ограниченных применений, и уже очертили для себя направления, в которых будем работать на первых порах, — встроенные системы и веб-серверы. Развитие в других направлениях — вопрос возможного партнерства или инвестиций. Мы видим свою задачу в том, чтобы показать ценность новой технологии и сделать эту технологию практически применимой хотя бы в узком сегменте.
Михаил Брод
http://www.softkey.info/reviews/review7741.php