User-интерфейс для SCADA-систем

Любая проектная деятельность сопряжена с рисками. Высший пилотаж — управлять ими так, чтобы клиент отмечал только хорошее. Это одна из ключевых областей проектной деятельности, и ценность ее трудно преувеличить. 

Управление рисками — способность команды предугадать, какие проблемы могут возникнуть на проекте разработки, например, интернет-магазина или веб-сервиса, приложить усилия к снижению вероятности их возникновения и запланировать необходимые работы, в случае, если что-то пошло не так. 

Оценка рисков проекта происходит минимум дважды (а также каждый раз при внесении существенных изменений в скоуп). Первый раз — при черновой оценке проекта или создании ТЗ на сайт. Второй — перед контрактацией.

Первичный грубый расчет рисков проекта позволяет уточнить его целесообразность для исполнителя: если вероятность и стоимость закрытия рисков сопоставима с бюджетом, то, возможно, от проекта лучше отказаться, или же контрактно закрепить часть расходов за заказчиком.

Вторичный расчет является частью работ по детальной оценке стоимости проекта.

Что такое риск

Риск — это незапланированное событие, влияющее на срок, стоимость или скоуп проекта по разработке системы.

Вероятность

Риск характеризуется вероятностью наступления. Она почти всегда рассчитывается экспертно и грубо: обычно уровня оценки от ? до ? достаточно. Есть риски с вероятностью единица, например: изменение скоупа проекта происходит всегда, но объем бывает разный. Поэтому это риск, а не элемент плана создания web-сайта.

Типы рисков

Мы делим риски на два широких класса: наши и клиентские.

Это имеет принципиальный смысл: клиентские риски обсуждаемы, а ответственность за них теоретически может быть закреплена в контракте. Например, если в проекте есть интеграция со сторонней системой, то существует риск ее существенного изменения в процессе объединения. Этим не может управлять исполнитель по основному проекту, потому возможно закрепить в договоре за заказчиком обязательство взять на себя расходы по корректировке интеграционной компоненты в случае срабатывания такого риска.

Напротив, за собственные риски отвечать можем только мы. К примеру, такой типичный случай, как увольнение ведущего разработчика проекта.

Работа с рисками разработчика ПО похожа на деятельность страховых компаний. Разница в том, что мы можем предпринять активные действия для ухода от проблем, а страховая может только пассивно ожидать. В любом случае в бюджете формируется запас денег на закрытие неудач. Причем, в идеале, риск-буфер должен присутствовать как в бюджете проекта, так и в бюджете компании в целом.

User-интерфейсы для SCADA-систем

SCADA-системы обеспечивают сбор и анализ данных для предоставления диспетчерским службам, которые, в свою очередь, должны на их основе быстро принимать решения. Для того чтобы информация была максимально полезной для пользователя, недостаточно ее собрать и вывести на экран. Необходимо сделать ее понятной и удобной в использовании, о чем часто забывают при построении SCADA, а между тем от качества и эргономики UI зависит эффективность работы всей системы.

Современные требования к UI крайне высоки и индустрия АСУ ТП / IoT должна им соответствовать. Опыт дизайнеров и разработчиков традиционных веб-интерфейсов плохо применим к SCADA, потому что они не понимают специфику предметной области: важность быстрой усваиваемости информации, возможность чтения «по диагонали» с выхватыванием наиболее важных показателей, интуитивность в условиях экстренной ситуации.

Опыт Digital Zone позволяет сочетать в проектировании user-интерфейсов для SCADA знания о внутреннем устройстве подобных систем и умение разрабатывать UI под потребности разных пользователей. Мы делали интерфейсы для клиентских и административных нужд Мостакси , систему Обходчики для Мосводоканала, систему планирования и доставки грузов на объекты сочинской Олимпиады и знаем требования отраслей к инструментам, от которых зависят критически важные бизнес-процессы.

Внедрить UI от Digital Zone в свой проект можно двумя способами: мы проектируем и рисуем, а заказчик — имплементирует; мы проектируем и разрабатываем отчуждаемые компоненты для стыковки с API ядра системы (десктоп, веб, мобайл).

Технологии

  • C, C++, C#, Java, Swift, Python, Node JS и другие;
  • собственная подсистема визуализации для десктоп-решений;
  • высокая реактивность (более 25 кадров/сек на посредственном железе);
  • широкий спектр интерфейсов (REST/SOAP/MQTT/MODBUS/…).

Проектный цикл

  • Мы можем включаться в проект на этапе ЧТЗ/написания спецификаций;
  • формируем сценарии использования системы, список точек отображения и управления, карту алгоритмов;
  • разрабатываем и согласуем методику приемо-сдаточных испытаний;
  • проектируем поэкранный состав (элементы и функции);
  • разрабатываем дизайн с учетом бренд-бука клиента;
  • интегрируем дизайн, разрабатываем прикладные программные компоненты;
  • разрабатываем конекторы (модули связи с остальной системой);
  • формируем тестовую среду, выполняем интеграцию;
  • проводим ручное и автоматизированное тестирование;
  • проводим внутренние приемо-сдаточные испытания;
  • принимаем участие в сдаче проекта конечному заказчику.